20 лет, с 1980 по 2000 гг., я преподавал философию (диалектический и исторический материализм и курс истории философии) в Ярославском государственном университете имени П.Г.Демидова.
Повышение квалификации проходил в Ленинградском государственном университете, в институте повышения квалификации, что тогда был на Васильевском острове, в сентябре 1986 – январе 1987 годов.
В те годы обществоведы в обязательном порядке каждые пять лет продолжительностью по полгода (6 месяцев) проходили повышение квалификации по реальной высокопрофессиональной программе, с сохранением заработной плате по основному месту работы и дополнительной, как тогда называли, «сусловской» стипендией, выплачиваемой по месту прохождения повышения квалификации. Такую стипендию во время повышения квалификации получали только обществоведы – философы, политэкономы, историки КПСС и преподаватели научного коммунизма.
Отчет по итогам повышения квалификации рассматривался и утверждался кафедрой и был одним и важнейших оснований для участия в очередном конкурсе на вакантное профессорско-преподавательское место. Параллельно этот процесс отслеживался партийными органами как процедура оформления соответствующей номенклатуры: ассистент, старший преподаватель - номенклатура райкома, доцент - горкома, профессор, заведующий кафедрой – обкома КПСС. Беспартийный обществовед был крайне редким исключением из правил.
В результате такой мощной идеологизации предметного поля вышеперечисленных дисциплин всегда очень сложно было отделить и произвести различение, например, философии как философии и философии как классово-партийной дисциплины. Но именно это умение и навык отличали философов от не-философов и в своей среде все достаточно четко представляли «кто есть кто?». Для этого каждый преподаватель «производил» большую и многодельную работу над первоисточниками, вырабатывая собственный стиль преподавания и оснащения методическим инструментарием.
Ключевой «фишкой» моих преподавательских курсов было обучение студентов написанию «диалектических композиций». И это стало возможным благодаря «времени перестройки», когда Управление преподавания общественных наук Министерства образования СССР разрешило обществоведам наряду с жесткой общеи деологической платформой делать и вносить авторские правки в программы.
Такой метод, во-первых, исключал возможность пассивного участия студентов на семинарах, а, во-вторых, и это главное, доказывал возможность реального обучения студентов философскому мышлению, в-третьих, позволял «уйти» от марксистской идеологизации философии как таковой. Некоторые студенты, как я потом узнал, так увлеченно этим занимались, что выполняли эту работу не только за себя но и «за того парня», зная и понимая как устроено диалектическое мышление и как его можно «обернуть» в диалектическую композицию.
Тем самым, мы со студентами не только опровергали версию Г. Шеллинга о том, что нельзя обучить философии, поскольку это дар Божий и простым смертным это не дано, но и творили само философское мышление как таковое!