A Taste of Scotland
Вступительное слово
Меняется окружающий нас социальный мир. Меняется и консалтинг как «компас-навигатор» успешной деятельности. Опыт предшествующих лет становится тормозом развития и требует существенного изменения.
Таким ключевым изменением становится консультативная линия «проблема – схема действия», как совершенно иной способ работы с заказчиком, исключающий лишние затратные/неэффективные действия и практики их реализации.
Только постоянное «оборачивание» к исходному вопросу «В чем Ваша проблема?» и «Почему Вы не переводите проблемную ситуацию в «схему действия?» позволит очистить нашу реальность от имитаций и ложного представления об окружающем мире.

20 лет, с 1980 по 2000 гг., я преподавал философию (диалектический и исторический материализм и курс истории философии) в Ярославском государственном университете имени П.Г.Демидова.
Повышение квалификации проходил в Ленинградском государственном университете, в институте повышения квалификации, что тогда был на Васильевском острове, в сентябре 1986 – январе 1987 годов.
В те годы обществоведы в обязательном порядке каждые пять лет продолжительностью по полгода (6 месяцев) проходили повышение квалификации по реальной высокопрофессиональной программе, с сохранением заработной плате по основному месту работы и дополнительной, как тогда называли, «сусловской» стипендией, выплачиваемой по месту прохождения повышения квалификации. Такую стипендию во время повышения квалификации получали только обществоведы – философы, политэкономы, историки КПСС и преподаватели научного коммунизма.
Отчет по итогам повышения квалификации рассматривался и утверждался кафедрой и был одним и важнейших оснований для участия в очередном конкурсе на вакантное профессорско-преподавательское место. Параллельно этот процесс отслеживался партийными органами как процедура оформления соответствующей номенклатуры: ассистент, старший преподаватель - номенклатура райкома, доцент - горкома, профессор, заведующий кафедрой – обкома КПСС. Беспартийный обществовед был крайне редким исключением из правил.
В результате такой мощной идеологизации предметного поля вышеперечисленных дисциплин всегда очень сложно было отделить и произвести различение, например, философии как философии и философии как классово-партийной дисциплины. Но именно это умение и навык отличали философов от не-философов и в своей среде все достаточно четко представляли «кто есть кто?». Для этого каждый преподаватель «производил» большую и многодельную работу над первоисточниками, вырабатывая собственный стиль преподавания и оснащения методическим инструментарием.
Ключевой «фишкой» моих преподавательских курсов было обучение студентов написанию «диалектических композиций». И это стало возможным благодаря «времени перестройки», когда Управление преподавания общественных наук Министерства образования СССР разрешило обществоведам наряду с жесткой общеи деологической платформой делать и вносить авторские правки в программы.
Такой метод, во-первых, исключал возможность пассивного участия студентов на семинарах, а, во-вторых, и это главное, доказывал возможность реального обучения студентов философскому мышлению, в-третьих, позволял «уйти» от марксистской идеологизации философии как таковой. Некоторые студенты, как я потом узнал, так увлеченно этим занимались, что выполняли эту работу не только за себя но и «за того парня», зная и понимая как устроено диалектическое мышление и как его можно «обернуть» в диалектическую композицию.
Тем самым, мы со студентами не только опровергали версию Г. Шеллинга о том, что нельзя обучить философии, поскольку это дар Божий и простым смертным это не дано, но и творили само философское мышление как таковое!
Вывод: предшествующий опыт позволят мне приступить к подготовке процедуры и постановке программы, формирующей политическое мышление.
Но есть в моем «арсенале» и другой, не менее значимый опыт.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries."
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Follow Lucy Newton on Twitter and join the mailing list
Made on
Tilda